Рассказы
Главная » Статьи » Рассказы |
Забава злого духа (1894) И Теодора Шассерио — французского художника, которого Энгра, его первый наставник называл «будущим Наполеоном живописи». Из ранних работ Шассерио наиболее известными были «Пленные троянки на морском берегу», «Сусанна и старцы», «Венера Анадиомена», «Андромеда, приковываемая к скале нереидами», «Христос на Елеонской горе», а из позднейших — «Суббота в еврейском квартале Констанины», «Арабские всадники, увозящие с поля битвы трупы своих сраженных товарищей», «Арабские шейхи, отправляющиеся на битву», «Тепидарий в помпейских термах» (в Лаврском музее в Париже), «Отдыхающая купальщица» и некоторые другие. Хотя среди коллекций неизвестного мне господина я встретил лишь «Явление призрака Банко Макбет». И только потом я заметил, что кроме картин Ренуара, все остальные являлись искусно зарисованными копиями, которых на первый взгляд нельзя было отличить от настоящего оригинала. Благодаря своей доброй памяти я помнил все тона и цвета этих знаменитых шедевров искусства, даже до того, что знал, где была использована акварель, то есть жидкая краска, а где multicolore grasse crayon, то есть разноцветные масленые карандаши. Это отчасти потому, что я работал в том музее искусств, к сожалению, не специалистом по живописи, а простым охранником, который под покровом ночи с помощью большого фонаря разглядывал всё-то добро, что хранилось в музее в течение несколько десятка лет. Жак, какая редкая работа, выполненная в миллиметрах с точностью. А какое достоверное отражение сюжетной линии, внешней черты образов. Ни малейшей ошибки, ни малейшей оплошности. Да, я старался, как мог, – ответил Жак, разрядив обстановку. Так значит вы, не художник?! – изумлённо, но в то же время восторженно вскрикнул я, потому что заранее знал того ответа, которому суждено было последовать за моим вопросом. Вы правы. Я не художник. Я лишь жалкий реставратор. Метафора для истинной живописи. Да, что вы! Будьте благоразумны. Какая там метафора. Это же настоящее искусство. Искусство? Я вас прошу. Не смешите старика. Разве, копировальную машину назовешь автором той книги, которую пускают на автоматическую переписку? Не сравнивайте свой дар с машиной. Это не справедливо. Если бы не ваш труд, то эти шедевры приговорены уничтожению в водовороте тысячелетий. Неужели вы этого не понимаете? Лишь кропотливый труд писарей средневековья и даже самых античных времён позволил нам ознакомиться с документами исторического прошлого. Вы тоже писарь, но писарь красок, картин. Воистину прекрасная профессия, достойная похвалы, – отозвался я и даже похлопал, не удержав себя от восхищения. Опять у вас кипят эмоции, мой милый друг! И всё без толку. Я человек, который работает в свете дня и в тёмном подвале под мерцанием свечи, чтобы обеспечить для себя низменное проживание, за которую платят большими купюрами. Значит, вы сказочно богаты, раз сумели проделать такую колоссальную работу. Гмм. Богат?! Богат! Если вы о деньгах. Но их я ненавижу. Ибо, они портят человека, отдаляют его от естественного начала, превращают его в пожирателя самых высоких идей и стремлений. Человек познав вкус денег, не желает ничего, кроме их самих. Для состоятельного и толстого «кошелька» существует лишь одна истина, которая гласит, что «всё в этом мире покупается и продаётся», на что он реагирует обычным образом, и готов покупать даже любовь и счастье. А порой это ему удаётся, потому что для ненасытной натуры соображения и представления о счастье и любви тоже соответствуют тем материальным стандартам, которыми он одержим целиком и полностью. Вы недолюбливаете денег. И это видно даже не вооруженным глазом, если учесть в каких условиях вы проживаете. Значит, пышность вам не по душе. Абсолютно верно, мой друг! А откуда у вас эти оригиналы? Позвольте, спросить. Я имею в виду… Картинок Ренуара? Их у меня мало. Большое число находится в музее Орсе или в музее д’Орсе — в музее изобразительных и прикладных искусств, расположенном в VII округе Парижа на левом берегу Сены, где собраны крупнейшие в мире собрания французской живописи и скульптуры периода 1848—1914 г и где основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. И не только. Коллекция музея Орсе также богата произведениями декоративного искусства в стиле ар-нуво, фотографиями и предметами архитектуры. Вы правы… А по поводу картин, я могу сказать лишь одно. У меня лишь те, которых автор нарисовал по два экземпляра до той злосчастной болезни. Да, я что-то слышал об этом. Ах, вы слышали? А вы представляете, как приходится человеку, который после паралича, прикован к инвалидному креслу, желает только одного писать и писать, но мучительные боли и истязания не позволяют ему сосредоточиться. Но он пишет, рисует кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка, добрая и отзывчивая Мари, чьей помощью он изливает всю свою душу, в которой он долгие годы прятал и оплакивал свою любовь к 16-летней Лизе Трео, с кем он познакомился в 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, и которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Откуда у вас эти данные? – спросил я, но он видимо не расслышал моего вопроса и продолжал свой рассказ. После разлуки с Лизой творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. А в 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, он всё же достиг успеха и славы, и был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона. Потом неожиданно грянула эта болезнь, о чём вы просто наслышались, но представить её даже не в силах. Видите, там стоит его картина «Зонтики». После того, как она была выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление. Да об этом я знаю. Даже помню текст этого письма: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Ну что же. Похвально, похвально. А вы знаете, что эту картину выставляли также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё, а 3 декабря того же года скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет, и был похоронен в Эссуа. Нет, о том, что он специально приехал, чтобы взглянуть на свою картину я не знал. Но где он похоронен я знаю точно, так как, недавно побывал там и чтил его память. Мне приятно слышать об этом, – сказал хозяин, усмирив свой тон и начал кашлять. Это было признаком того, что недавний дождь уже успел сказаться на его здоровье, даже не смотря на горячее кофе, размешанный с французским коньяком, которого он пил накануне нашего разговора. – Правда, приятно. Значит, он прожил не зря, раз через столько лет его могилу посещают молодые любители его картин. Конечно, об этом не может быть и речи. Жюль, я польщен. Но мне пора отдохнуть. Я чувствую, как жутко знобит всё моё тело. А вы останьтесь. Я для вас расстелю постель в гостиной. О нет, Жак. Спасибо! Я не думаю вас беспокоить. И лучше поеду домой на такси. Вам пора отдохнуть. Надеюсь, что вы примите антибиотиков. Приму, а как же! Аптека рядом. Хотите, я побегаю? Мерси. Я не так уж плох, чтобы не добраться до аптекаря. Вам виднее. Если, вы всё-таки решили уйти, то давайте я вас провожу, хотя бы до двери. На это я согласен. Прошу, – сказал Жак и встал с места. На лестнице он шёл сзади, и я чётко видел, как он судорожно трясётся он холода. В тот момент мне захотелось настаивать в помощи, но потом передумал из-за непонятных побуждений. Мы с ним попрощались на выходе, и я обещал вернуться…. ….И я вернулся. У той двери, откуда я вышел ещё две недели назад, стояла толпа и машина неотложки. Я посмотрел по сторонам и увидел вокруг кислые мины. Я слышал, как соседи высказывали свою жалость, и мне стало не по себе. Я перебирался вперёд, толкая толпу и поднимаясь на цыпочки, чтобы увидеть того, кого вывели наружу и разместили в машину скорой помощи. Жандармы окружили здание и не давали посторонним пробраться внутрь. Я, наконец, сумел подойти к одному из них, и второпях задал ему вопрос: А что тут случилось? Человек в униформе ответил скорбным голосом: Да вот, Клод Ренуар скончался от пневмонии, кажется. А вы не ошиблись? Жак... Жак Ренуар? Реставратор? – волнительно промолвил я. Всё верно. Реставратор. Жак Клод Ренуар. Вы были с ним знакомы? – спросил человек в униформе, снимая фуражку. Я стоял как вкопанный и вспомнил недавно высказанные им фразы, насчёт семьи Огюста Ренуара. А после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Холодный пот струился по моей липкой коже, когда я понял что накануне смерти этого чудного реставратора, оказался в роли собеседника никого иного, как родного внука известного художника 19 годов ХХ столетия. Вы были знакомы? – снова раздался знакомый вопрос. Это были не вторые экземпляры. Он реставрировал картин своего дедушки, – ошалевший ответил я, не отрывая глаз от окошка белого автомобиля с красными и голубоватыми сиренами. Пардон. Что вы сказали? – запутался человек в униформе. Он…он оставался в неведении и хотел, чтобы человечество помнило Огюста Ренуара автором картин в двух экземплярах, – снова воскликнул я и удивился тому, как человек способен пренебречь собственным искусством и признанием ради увековечивания доброго имени покойного предка с мировой славой, что свойственно лишь пилигриму своей эпохи. | |
Категория: Рассказы | Добавил: danimarka (28.08.2010) | |
Просмотров: 415 |