Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS


Рассказы

Главная » Статьи » Рассказы

Страница 33

ПАРВИН ВИЗИР КЕАНИ.

ЖИВОЙ ЗВУК.

У Ровшана, привыкшего выступать в роли первой скрипки, визит в общежитие, в котором поселились беженцы, был связан с целью составления статьи о национальном музыкальном инструменте – о таре. По поручению главного редактора, эта статья предназначалась для  следующего номера журнала.

   Загляни-ка в общагу номер три. Я  договорился с комендантом  по имени Мушфик. Он, спровадит тебя в мастерскую. Тебе предстоит встретиться с мастером Натиком и взять у него интервью. Постарайся разузнать интересные истории о таре. Говорят, что Натик когда-то был известным мастером в Агдаме. Его предки зарабатывали на жизнь починкой и изготовлением музыкальных инструментов. А может, он знаком с  неким знаменитым таристом? Одним словом, короче, чтобы завтра утром твоя статья лежала на моём столе. Торопись.

Ровшан, вооружившись пером по поручению редактора, отправился в указанный адрес.

     Разве можно написать статью за одну ночь?  Ну и в историю же я  влип.  Нечего сказать. – Он долго ворчал, но затем, махнув рукой, произнес: – Эхх, пусть всё катиться ко всем чертям, не буду долго голову ломать. Перепишу всё сказанное собеседником на белую страницу, а вечером за стаканом чая, добавив несколько слов, впихну его редактору. На самом же деле, в чём я виноват? Они сами подсунули мне никчёмную тему. Я  же привык написать о живом предмете, нежели о неодушевлённом? И какую - же небылицу мне придумать о таре?

     Ну, здравствуй, племянничек.

Ровшан даже и не почувствовал, как вошёл во внутрь общежития, так как, страшно задумался. Голос смугловатого, низкорослого, усатого коменданта, говорящего сладким карабахским говором, вывел его из забвения.

     Добрый день. Меня послал Керим муаллим. Он, кажется, заранее с вами договорился.

     Ах, ты родненький, я всё понял. Вообще-то он предупредил меня про срочную статью о таре. Это так порадовало меня, что я с большим удовольствием согласился вам помочь. Но между нами, дорогой, какую же вы благородное дело совершаете! Писать подобные статьи в то время, когда враги всеми силами пытаются присвоить наших национальных инструментов действительно необходимо. Знаешь что? Ты лучше напиши про историю тара, о чудотворном звуке тара, напиши про тех золотых пальцев мастеров искусства, которые в своё время скользили по струнам, по пеленам этого чудесного инструмента. Но я тебя прошу. Если пишешь, то пиши с душой, с любовью. Эта такая тема, что грех относиться к нему с безразличием и смотреть на него сквозь пальцы.

     Не стоит беспокоиться. Я  всё же постараюсь вас не разочаровать.

     Пусть Аллах вознаградит тебя за твои старания. Следуй за мной. Я познакомлю тебя с Натигом. Он живёт на третьем этаже.

     А где же находиться его мастерская?

Кажется, вопрос показался коменданту забавным. Он, улыбаясь, промолвил;

     Какая ещё мастерская? Эх, дитя покойного, чья память блаженна. Он всего лишь беженец. Да откуда же у него столько денег, чтобы открыть для себя собственную мастерскую? У него комната-то состоит всего из шести-семи квадратов. Один стол, да два стулья. Если ты войдешь в его хибару, то онемеешь от изумления. Тары, кавалы и кяманчи висят на стенах, лежат на полах комнаты. Отчего не найдешь и свободного местечка, чтобы рассиживаться. Но Натиг такой лихач, такой ловкач, не то слово. Я  из роду ещё такого не встречал. После оккупации Карабаха беженцы, прибывшие на столицу, приступили к мелкой торговле. Да кто же в нынешнее время согласиться, месяцами мастерить тар или кяманчу, чтобы в конечном итоге, довольствоваться мелочами? Как- никак, но себестоимость тара дороже его продажной цены. Я ещё не говорю о той кропотливой работе, что требуется для его изготовления. Одним словом, тебе необходимо увидеть всё это собственными глазами.

Ровшан, поднимаясь по кривым лестницам, увидел того, что вызвало у него чувство отвращения. Перед каждой дверью стояли столы и ведра для мусора. На каждом столе лежали электрические печи и посуды, наполненные водой.  Безусловно, люди, изгнанные из своих земель, люди, потерявшие родной кров, карабахцы, привыкшие с утра пораньше заниматься хозяйством, скотоводством, земледелием, пытались ужиться в тесноватых комнатах общежития и устроить свой быт.

     Да здесь же требуется капремонт. – возмутился Ровшан.

     Не надо отчаиваться. Нам обещали отремонтировать общежитие на следующей четверти. – ответил старик, пытаясь утешить разочарованного гостья.- Нам сюда. – сказал он, указывая налево.

Ровшан собирался повернуться в сторону Мушфика, как вдруг заметил раковину тара, лежавшей под столом на гнилом поле. Он на миг постоял на месте и невольно не смог оторвать глаза от раковины. Журналист, относящийся к подобной теме с нежеланием, спросил;

     Он живёт в этой комнате?

     Нет, родненький. Там живёт его семья. А «мастерская» на том углу. 

Постучали в дверь. В ответ отозвался мужской голос.

     Заходите. Дверь открыта.

В комнату первым вошёл комендант.

   Да сопутствует тебе удача, – сказал Мушфик, обращаясь к Натигу. За Мушфиком стоял Ровшан, с трудом вместившись в тесном коридоре. Он собирался приветствовать хозяина, как, вдруг оглянувшись по сторонам, увидел целый ансамбль троек. На мгновение он забыл о присутствие остальных. Он долго оглядывал инструменты, изготовленные нежными пальцами мастера. Если даже цвета и размеры инструментов отличались друг от друга, но их обделка с большой любовью и желанием не вызывало никакого сомнения.

   Родненький, кажется, задумался.

   Да, да, простите. Здравствуёте, меня зовут Ровшан. Я  должен взять у вас интервью….о таре.

   Ну что же, присядьте. – спокойным голосом ответил Натик, с первой же минуты встречи демонстрируя свой сдержанный нрав. Он, заметив неожиданный интерес гостья к музыкальным инструментам, спросил:- И что же вас конкретно интересует?

   Правила изготовления тара. Сперва, скажите о дереве, с которым вы пользуетесь во время работы. Я  заметил, что цвета инструментов разные.

   Раковину тара я обделываю из шелковицы, дуба и орехового дерева, которая со временем меняет свою окраску. Рукоятку строгаю из абрикосового дерева, чтобы акустика была неповторимой. Рукоятка тара, чья раковина собрана из шелковицы, я  готовлю из орехового дерева. Такой инструмент тяжелее. А самое примечательное то, что у каждого тара своё специфическое звучание. Вот, к примеру, возьмём этот, – сказал Натиг, дотрагиваясь до тара, изготовленного из дуба.

   Передай-ка его мне, – сказал Мушфик, отняв тар у Натика. Затем, он с любовью поднял его на уровне груди и, обняв его крепче, побегал пальцами по струнам тара, и в этот момент, зазвучала удивительная музыка. В тот миг, Ровшан наблюдал необычное явление. Мушфик полностью забылся. Он словно оживился, и словно очнувшись от долголетней спячки, окунулся в океан райских наслаждений. Та радость, та бодрость, что искрился в глазах Мушфика, смешиваясь где-то с не унявшей  болью, превратилось в такое непонятное выражение, которого Ровшан до сих пор не встретил в физиономии ни одного своего собеседника. Мушфик играл. Он играл на таре. Мушфик перебираясь пальцами по белой, жёлтой и тощей струне, играл с неугасимым вдохновением. Кажется, Ровшан только теперь понял силу тара, способного сотворить настоящие чудеса, способного вызвать бурю в душе каждого его слушателя. Звук тара казался ему сладким, родным. Кажется, Ровшан чувствовал как час назад, задумываясь о скучной беседе, пытался не идти на эту встречу. А теперь, когда весь мир приобрёл другую окраску в его глазах, благодаря чудному звучанию тара, Ровшан боялся того мига, когда он вынужденно покинет этот колыбель музыки. Вдруг струна тара оборвалась. Мушфик завершил мугам, исполняя его на пелене инструмента.

   Сорвал струну, ночью пойдёт дождь, – сказал Натик, вздыхая.

   Интересная мысль, – улыбаясь, заметил Ровшан.  - А это ещё что такое? – спросил он, вглядываясь маленькому сувениру, стоящего на столе, пронзительным взглядом. Маленькие инструменты, способные вместиться на руках у куклы, разместились на столь же маленьком подносе. Тар, кяманча, кавал…

   Знаешь ли ты, что смастерить подобный сувенир стоит нечеловеческого труда? Надо выбирать струны таким образом, чтобы их звучание ничем не отличалась от настоящих инструментов.

   А тот, вот этот тар, что висит на стене. Это же чудо!!! – произнёс Ровшан, не скрывая своего изумления. Натик повернулся назад.

   Которого ты имеешь ввиду? – спросил он собеседника. Красота тара, висящего на стене и  обделанного с узорами и национальным орнаментом, для чего потребовалось уйма терпения и утончённости, не могло не очаровывать попутного зрителя.

   Он чей? Он тоже подлежит продаже? – за вопросом Ровшана последовал лишь единственный ответ.

   Нет, нет, что ты? Ты его не тронь! Это не тот тар, которого можно продать за приличную сумму. Это не тар, а живая история! История, которая хранит в своих струнах волшебные звуки мугама, веками хранившийся в памяти народа. Того мугама, у которого нет ни нот, ни партитур! Нет на свете таких пальцев, которые могли бы дотрагиваться до струн этого чуда. Те пальцы, осмелевшие сыграть на нём, в миг оторвутся. Этот тар особенный. Этот тар называется раненным - таром шехидом. Это - тар, носящий на своей груди пулю вражеской винтовки. Это - плачущий, изнывающий тар. Тар с болячкой. Не смей его трогать, не смей!

   Простите, я не понял. Плачущий тар? Что всё это значит? Объясните, вы это о чём?

   Не жди от меня объяснений. Я  не смогу выразить это в словах.

   Я  же ни черта не понимаю, не понимаю…

Натик, заметив взгляд Ровшана, полный недоумением, произнёс:

     Хочешь понять смысл моих слов? Тогда слушай.

Он с глубоким душевным потрясением и в то же время, с утомлением поднимаясь с места, с тяжёлыми шагами подошёл к стене. Каждый шаг Натика показался Ровшану вечностью. Тар,  обделанный с узорами и национальным орнаментом, сняли со стены. Тар,  обделанный с узорами и национальным орнаментом, попал в объятие мастера. Тар, обделанный с узорами и национальным орнаментом, миновав Ровшана, подал свою рукоятку в ладонь Натика. Только теперь Ровшан увидел на раковине тара дырку от пули.

     Хочешь услышать звук инструмента, чья раковина продырявлена осколком? – спросил Натик, но потом, не ожидая ответа, дотронулся с плектром к его струне. Крик, жалобный плач тара поразил Ровшана. Порой бывало, когда он становился невольным очевидцем человеческого горя, но чтобы тар стонал с такой болью? Эта было настоящим зрелищем.

     Ай, Аллах, что за звук, что за крик!

     Эхх, дорогой, это же не простой, а живой звук. Это - звук, повествующий о пережитом, о былом. Ты до конца дней своих не услышишь больше подобного.

С уходом Ровшана из общежития, начался дождь. В его ушах звенели слова Натика. «Струну сорвал, ночью дождь пойдёт». А за этим и последовал гул раненного тара. Ровшан глотал слезы, протекающие по щекам. За то время, что корреспондент находился в той комнате, он получил  немало необъятных впечатлений. Ровшан лишь в то мгновение понял святую истину. Истину, рассказывающей о совмещении целого Карабаха, его музыки в весьма маленьком, незаурядном  помещении. И ко всему прочему, говорящий тар!!!...Зазвенел мобильник Ровшана.

   Ну, чего, удалось ли разузнать чего-нибудь незаурядного? Надеюсь, что статью всё-таки напишешь. Название для статьи придумал? Название?!! – голос редактора гудел на другом конце провода. Корреспондент, не успевший взять содержательное интервью у своего собеседника в течение часа, но понявший смысл своей встречи с раненным таром, ответил тихо, голосом, глубоко пронизанным чувством вины.

   Живой звук! – послышался ответ к заданному вопросу. – Живой звук!

Категория: Рассказы | Добавил: danimarka (28.08.2010)
Просмотров: 303
ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ